Толеген Бахаргуль. Мой бизнес основан на сохранение национального наследия.// Экономика. №29 (149) 22-28.07.2010
В последнее время появилось понятие, что «национальные ценности должны находиться только в музеях». Мы привлекли на диалог президента компании «Адеми-Ай», культурного деятеля РК, этнографа, коллекционера, известную не только коллекционированием древних изделий, но и их изготовлением.
-В течение 15 лет я собираю коллекцию из древнего прикладного искусства казахов.
В том числе, часто встречаются ювелирные изделия, упряжки для лошадей, бытовые принадлежности кочевых казахов.
В моей личной коллекции сохранены более тысячи коллекций. В прошлом году я проводила выставку под названием «Журегимде – Отаным» (Родина в моем сердце) в музее имени Абильхана Кастеева и Государственном музее золота и драгоценнных металлов.
В этом году эта выставка также прошла в государственном Центральном музее. В этом году число экспонатных изделий было больше по сравнению с прошедшим. Там ьбыли представлены не только ювелирные изделия, но также бытовые принадлежности кочевого казахского народа, упряжки для лошадей, вязанные изделия. На выставке были выставлены мечи, щиты, веретено, ступа и пест, кадушка и другие изделия.
«Забота о национальных ценностях является для нас радостью»- отметила она, высоко оценив нашу работу. «Я считаю, что и в этот раз народ вдоволь насладился культурным наследием».
В этом году вы были признаны «Женщиной Казахстана»... В чем секрет вашего первенства, успеха среди знаменитых женщин Казахстана?
Участие в этом проекте является для меня большой радостью. Я считаю, что моя победа – это оценка моего народа. Было нелегко влиться в народ, приехав из зарубежа. Среди посетителей было много удивленных людей, которых интерисовал впорос о том «как были собраны так много коллекций». Также, народ узнал о нас по журналу «Адеми-Ай». Может из-за этого, на самом первом этапе голосования мне улыбнулась удача. Для сохранения национального наследия нужно любить национальные ценности. Как в вас возродилась любовь к наследию предков?
Для работы в этой сфере засучив рукава, необходимо быть патриотом. У мамы были золотые руки, она была мастерицей. С пяти лет я впитывала все ее умения. Мама вкладывала душу в изготовление кашмы, настенной кашмы и в вышивание.
Благодаря родителям я научилась хранить духовное наследие как синицу ока. Бабаушка и дедушка, родители не просто знали кочевую культуру и традиции казахов, но и придерживались их в повседневной жизни. Во время моей учебы в Пекине, я была поражена тысячалетними реликвиями в китайских музеях. Меня посетила мысль, о том, «Почему бы и нам не собирать свое национальное наследие». По сей день при нахождении древних реликвий, я спешу заполучить их. Уделение большого внимания на ювелирные изделия, сделанные из металла, не нацелена на прибыль, а направлена на пропогандирование национальных ценностей.
Ваша коллекция собрана у казахов в Китае или в самом Казахстане?
В западных регионах Казахстана хорошо развита ювелирное дело. Поэтому большинство ювелирных изделий собраны на земле казахов. Честно говоря, нужно сказать, что я не видела художественные ювелирные изделия до приезда сюда. Но вязанные изделия чаще встречаются у китайских казахов. А здесь меньше уделяется внимания на занятие вязанием.
Я стараюсь больше работать с металлическими изделиями. Потому что, их красота сохраняется надолго. Казахи не зря говорили, что ценные вещи всегда сохраняют свою ценность. Не ржавеют. Со временем их ценность увеличивается. Например, золотой человек, через столько веков он остался в таком же целом виде, каким он был. Сегодня кажется, что духовные ценности теряют свою ценность. Что является этому причиной?
-Наступило время развитии техники, эра глобализации. Преобладает подаражание то одному, то другому. Понятно, что в такое время национальное наследие остается в тени. Я работаю не для того, чтобы заработать деньги, а чтобы помочь своей нации. Потому что, на средства, полученные через продажу изящных металлических изделий я собираю реликвий среди народа. Если посмотреть, мой бизнес направлен не на зарабатывание больших денег, а на сохранение наследия народа. Становление народа не в ее богатстве, а в традиции, истории, релгии, ценных реликвий. И все мы должны работать на этом пути. Правильно осваивать технику передовых стран, но мы не должны забывать об особенности нации. Оказывается, за счет туристов художествнное изделие, сделанное по образцу Эйфелевой башни в Париже, распространяясь по всем уголкам мира, приносит стране очень большие деньги. Я хотела бы, чтобы и мы объявили всему миру о нашем неповторимом золотом человеке.
-Тюркские народы, в том числе казахи считали волка покровителем. Какое место занимает изображение волка в изделиях, изготовленные вашими руками?
-Однажды продавала статуетки, сделанные скульпторами, народ разобрал все. Казахи любят его. Когда на западе мы ставили мавзолей Адай ата, народ сказал, чтобы мы поставили статую волка. Сейчас рядом с этим мавзолеем стоит скульптура волка. Среди моих реликвий вы можете увидеть шкуру волка. Многим известно, что его зуб и альчики раньше носили в качестве амулета. Есть такое убеждение, что он уберегает от неприятностей. В юртах на почетном месте вешали шкуру, лапы волка и счтиали их священными. Когда думаем о Китае, представляем дракона, а если думаем о драконе, то представляем Китай. Так же мы должны уметь представлять народу понятие происхождения казахов от волков.
-Сейчас мы проходим через такой этап, когда русскоязычные казахи стыдятся от того, что они не русские, казахскоязычные казахи стыдятся того, что они не арабы. Тогда где специфические обычаи казахов? Что вы скажете о преимуществах национальной одежды?
-Национальная одежда казахов – это достижение почтительонсти. Красивая и не откровенная. Одежда соответствовала возрасту молодых девушек, женщин и пожилых женщин.
Были виды колец, такие как, «кольцо для свахи», «кольца с острым углом».
Кольца с острым углом носили девочки. После замужества ее родители дарили свахе кольцо для свахи, с наилучшими намерениями ее хорошего отношения к дочери. Кольцо для свахи носили на двух пальцах. Это знак уважения. А кольцо с острым углом через год возврщалось обратно. Это означало хорошее благополучие дочери. Казахская невестка носила саукеле на праздничных мероприятиях до беременности. Сейчас сороколетние женщины выходят на сцену в саукеле. В то время девушки носили ленты с украшениями и подвески не только для красоты, но это имело значение в воспитании. Эти украшения воспитывали спокойствию. При резких движениях девушки, ленты с украшениями издавали громкий звук. Девочки, которые не хотели обращать на себя внимание звуком ленты с украшениями, выростали серъезными. Серебро является символом невинности. Для чего через сорок дней после рождения ребенка существовала традиция лить воду серебряной ложкой? В эту воду также ложили серебряную монету. Это означало веру в защиту от бед и опасностей. Мы должны поклоняться традициям предков. Мы должны применять эти традиции не только на праздниках, но и в нашей повседневной жизни.
Текст: Сагын Серик.
Толеген Бахаргуль. Мой бизнес основан на сохранение национального наследия.// Экономика. №29 (149) 22-28.07.2010
Отсканированная версия.