Жетируов Жанабек. Маленький талисман.// Казахстанская правда. 04.11.2011
Полнометражная игровая картина «Аккыз» казахстанского режиссера Жанабека Жетируова отобрана в числе 20 лучших картин Европы и Евразии в основную конкурсную программу XV Международного кинофестиваля «Темная ночь» (Таллин).
Жанабек Жетируов выступил в этой ленте в нескольких ипостасях – как сценарист, продюсер и режиссер. Сценарий был написан им в 2008 году, однако съемки, растянувшись на два года, закончились только недавно. Почему так долго?
– Были разные обстоятельства, – уклончиво отвечает режиссер. – Пришлось, например, переписать музыку к почти уже законченной картине.
Жетируов современные нравы, вернее безнравственность, показывает через мифы и легенды прошлого. В жизни обычной семьи – вдовы и двух ее детей, обособленно живущих на заброшенном острове, вдруг появляется «гость двух миров» – мифический старик (Куман Тастанбеков), сначала в образе Коркыта-ата, затем Карлыгаш-бия, спасшего родную землю от очередного нашествия джунгар, и, наконец, ищущего землю обетованную Асана-кайгы.
Гость из прошлого своим появлением как бы «отзеркаливает» современность. Если джунгары, напуганные появлением святого, покидают границы казахских земель, то для гнусавого хозяина острова (Ерболат Оспанкулов) и его друзей-браконье¬ров эта встреча ничего не значит, напротив – вызывает агрессию: он купил эту землю, а потому имеет право выкопать даже прах усопшего, чтобы освободить место для строительства особняка.
Главную роль в картине сыграла дочь режиссера – Айжан Жетируо¬ва, которую он называет своим талисманом. Сценарий, собственно, и писался под нее.
– Я знаю своего ребенка, и уже заранее представлял, как она сыграет героиню – девочку Аружан, – говорит Жанабек.
Но все, кто смотрел «Аккыз», наверняка скажут: роль слишком тяжела для ребенка. Чего стоит эпизод, где раненная браконьерами девочка тонет в холодной осенней реке.
Но Айжан Жетируова мечтала сниматься в кино, будучи еще совсем крохой. Когда отец не взял ее на съемки «Записок путевого обходчика» – предыдущую свою картину, для нее это стало почти трагедией. На главную роль в «Аккыз» она прошла вопреки обстоятельствам: худсовет «Казахфильма» отклонил ее кандидатуру и не дал своего согласия на запуск картины. Но это не остановило режиссера: он заявил, что снимет «Аккыз», чего бы это ему ни стоило. И не пожалел о своем решении. Профессиональные актеры блекнут на фоне 10-летней девочки, которая слилась с образом своей героини. Скорбные, полные боли глаза, голос – нежный до слабости, а главное – игра, где нет и намека на ложь. Все это, заставляя сердце сжиматься, преследует зрителя не день и не два. Душа ее умирающей героини (это один из самых проникновенных эпизодов) словно переселяется в одиноко плавающего лебедя, возвращая зрителя к древней казахской легенде о том, что все сущее – и земля, и люди – произошли от этой птицы.
Ответ на вопрос, как же девочка смогла так не по-детски серьезно подойти к роли, возможно, помимо отличной режиссерской работы, следует искать в ее любимых авторах. Шестиклассница Айжан Жетируова, отличница и активистка, перечитала в свои теперь уже 12 лет почти всего Чехова, а роман «100 лет одиночества» Габриэля Маркеса стал ее настольной книгой.
Кстати, появление лебедя в картине стало для режиссера неожиданным и приятным сюрпризом.
– Мы долго и безуспешно искали его, – рассказывает Жанабек. – В зоопарке нам категорически отказали. Подумывали уже о компьютерной графике, была даже мысль заменить живого лебедя игрушкой, как вдруг однажды утром на волнах Капчагая мы увидели белую птицу...
Кое-кто в этой картине вытащил и свой счастливый билет. Оператора Марса Омарова после «Аккыз» уже рвут на части. Сейчас он работает на трех картинах сразу, хотя до этого почти 20 лет не снимал кино. А ведь Марс попал в картину случайно.
– Когда я решил снимать Армана, своего сына, то оператор, с которым начинал, отказался работать в картине, – рассказывает режиссер. – Он был уверен, что Арман – горожанин, музыкант-виолончелист, не сможет сыграть озлобленного, агрессивного парня, семья которого живет на грани нищеты. Тогда я и вышел на своего университетского сокурсника Марса Омарова. Прочитав сценарий и найдя в нем элементы близкого его сердцу сюрреализма, он согласился не раздумывая.
Киноведы называют «Аккыз» синтезом фестивального и народного кино.
То, что Жанабек Жетируов снял свою картину на государственном языке, оттеняет главную идею – желание показать душу своего народа, призвать его задуматься о своих корнях. Эту точку зрения поддер¬живают и его коллеги.
– В фильмах, которые снимают молодые режиссеры на русском языке, есть, казалось бы, весь набор кинематографических атрибутов, но если поменять имена героев, то это кино может быть и украинским, и российским, и молдавским, – считает киновед Андрей Черненко. – Фильмы Жанабека Жетируова тем и отличаются, что в них есть национальные корни. Его путевой обходчик мог родиться только на казах¬ской земле, а его перемещающийся в пространстве «гость двух миров» мог быть только номадом.
Когда «Аккыз» выйдет в прокат? Есть надежда, что в нынешнем году.
Галия Шимырбаева
Жетируов Жанабек. Маленький талисман.// Казахстанская правда. 04.11.2011. http://www.kazpravda.kz/c/1320374054